Арбитражный управляющий

Ваша правовая безопасность!

Екатеринбург

Новости

В начале октября этого года, в Государственную Думу поступил Проект Федерального закона N 613254-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в котором предлагалось за предоставление ложных сведений в ЕГРЮЛ ввести уголовную ответственность. Показать полностью

В начале октября этого года, в Государственную Думу поступил Проект Федерального закона N 613254-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в котором предлагалось за предоставление ложных сведений в ЕГРЮЛ ввести уголовную ответственность.
Данным проектом предлагалось внести изменения в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"[5], Уголовный кодекс РФ, КоАП РФ. По мнению самих создателей проекта, такие нормы будут направлены на обеспечение достоверности Единого государственного реестра юридических лиц, путем предотвращения создания юридических лиц с номинальными учредителями и генеральными директорами. Этот законопроект продолжает тенденцию по борьбе с уклонением от уплаты налогов и фирмами-однодневками.
Проектом предусмотрена обязанность юридического лица, находящегося в процессе изменения адреса (места нахождения) уведомить об этом регистрирующий орган. Документы должны быть предоставлены в регистрирующий орган в течение 3 рабочих дней после даты принятия соответствующего решения. К ним должны быть приложены документы, подтверждающие наличие у организации, ее учредителя или генерального директора права пользования объектом недвижимости, в котором будет располагаться организация.
Также внесены предложения по уточнению требовании к ликвидации юридического лица. Предлагается, что сообщение о ликвидации может быть размещено в органах печати только после внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Одновременно документ позволяет защитить кредиторов от ликвидации должников — последних нельзя будет исключить из реестра, пока идет судебный спор или налоговая проверка. Теперь составить ликвидационный баланс компании и внести запись о ее ликвидации будет невозможно, если суд рассматривает предъявленные к ней иски или ее проверяют налоговые органы. Такое в обороте случается нередко, о чем свидетельствовала и практика Высшего арбитражного суда. Этой весной он допустил утверждение «нулевого» ликвидационного баланса при споре о наличии задолженности. А в 2011 году признал недействительной ликвидацию должника в период рассмотрения иска кредитора.
Запрещается представление в регистрирующий орган уведомления о составлении промежуточного баланса ранее срока, установленного проектом.
Проектом вводятся новые основания для отказа в государственной регистрации. Таким новым основанием предлагается сделать случаи, когда физическое лицо, являющееся учредителем (участником) или генеральным директором юридического лица, которое, в частности, было генеральным участником ООО с не менее чем 50 процентами голосов или директором юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ в качестве недействующего и имевшего задолженность перед бюджетом, если с момента его исключения из ЕГРЮЛ не прошло 3 лет. Таким образом, этой же нормой запрещается регистрировать гражданам, которые ранее регистрировали юридические лица и в отношении которых были выявлены факты представления при этом недостоверных данных, будет запрещено подавать на регистрацию новых организаций три года. Получается, что кому угодно можно будет обратиться в регистрирующий орган с заявлением о том, что сведения в реестре недостоверны. Орган будет делать запрос в организацию для проверки заявления, если ответа не будет или он не подтвердит достоверность, то в реестр будут внесены данные о недостоверности информации. [2] Данная норма нашла много критических отзывов среди специалистов, поскольку не исключает возможности, когда под санкцию попадут невиновные лица, которые являлись учредителями (участниками) в создании деятельности юридических лиц, которые в дальнейшем были признаны нарушившими законодательство РФ, с признаками фиктивной деятельности. И таким образом невиновные люди будут лишены возможности 3 года выступать в качестве учредителей юридических лиц.
В части изменения уголовного законодательства, проект предлагает дополнить статью 170.1 Уголовного Кодекса РФ часть 1.1. Предлагается ввести уголовную ответственность за предоставление в регистрирующий орган ложных сведений, документов, которые не предусмотрены частью 1 данной статьи, за данное деяние предусматривается наказание до полутора лет лишения свободы и штраф в размере до 50 тысяч рублей. Напомним, что часть 1 данной статьи предусматривает ответственность за предоставление ложных сведений об учредителях (участниках) юридического лица, о размерах и номинальной стоимости долей, их участии в уставном капитале хозяйственного общества, о руководителе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица либо об ином лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица либо в иных целях, направленных на приобретение собственности. Достаточно целесообразней было бы таком случае внести изменения в часть 1 статьи 170.1 УК РФ за предоставление каких ложных сведений, ведь не санкционированные частью 1 предлагается санкционировать частью 1.1. В своем отзыве Правительство РФ на данную идею криминализировать действия «вне зависимости от цели» их совершения «требует дополнительного обоснования», говорится в заключении. Более категоричен Верховный суд РФ в своем отзыве. А именно, зампред суда, написавший отзыв на данный проект отметил, что введение нового состава в Уголовный Кодекс РФ допустимо только в том случае, когда иные средства государственного реагирования оказались исчерпанными». В связи с этим разработчикам предлагается изучить практику применения Кодекса РФ об административных правонарушениях, прежде чем вводить более жесткие меры.
Также поправками предлагаются изменения в ст. 173.1 и 173.2 УК РФ. Проект уточняет статью и вводит понятие «подставного лица». Устанавливается уголовная ответственность за образование юридического лица через подставных лиц, а равно предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию данных, повлекших внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах. Под «подставным лицом» понимаются лица, являющиеся учредителями (участниками) юридического лица, органами управлению юридического лица, путем введения в заблуждение либо без ведома которых были внесены данные о них в ЕГРЮЛ, а равно лица, являющиеся учредителями юридического лица или органами управления юридического лица, у которых отсутствуют цель управления юридическим лицом, либо получения прибыли от законной деятельности юридического лица. Таким образом, термином охватываются лица «введеные в заблуждение», лица, чьи данные были использованы без их ведома или кто реально не участвует в деятельности юридического лица. При этом преступление будет считаться состоявшимся, даже если при создании фирмы не было цели совершения с помощью нее экономических преступлений (она нужна сейчас). Это позволит привлекать к ответственности «лиц, предоставляющих за плату согласие на регистрацию юридических лиц на их имя», говорится в пояснительной записке. В целом  идею можно воспринять положительно, так как она затрагивает проблему создания фирм-однодневок на подставных лиц. По опросам, проведенным среди сотрудников правоохранительных органов, занимающихся расследованием экономических преступлений, проблема криминализация такого понятия как «подставное лицо» необходимо в нашем законодательстве. В следственной практике постоянно встречаются дела с участием фирм-однодневок зарегистрированных на подставное лицо, а в случае вызова на допрос оказывается, что он зарегистрировал фирму за определенное вознаграждение. Таким образом, данная статья позволила бы с одной стороны привлекать к уголовной ответственности таких лиц, а с другой само количество фактов регистрации организаций на «левых» лиц уменьшилось бы, поскольку людей бы устрашала ответственность за данное. 
Проект также предусматривает изменение административного законодательства. В частности, вводится ответственность за повторное непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе (часть 5 статьи 14.25 КоАП РФ). Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предлагается увеличить до одного года. Повторное же совершение административного правонарушения предусматривает дисквалификацию сроком до одного года.
В целом эксперты считают, что в случае, если законопроект будет принят, предпринимателям следует быть более осторожными. "Основная цель этих поправок - фискальная: дать дополнительные рычаги налоговым и правоохранительным органам для борьбы с уклонением от уплаты налогов с использованием фирм-однодневок. Ужесточится ответственность за регистрацию компаний-однодневок, будет упрощен механизм привлечения к ответственности. 
Но несмотря на негативные отзывы, эксперты одобряют идею Крашенникова и его коллег. Они читают, что несмотря на то, что изменения, действительно усложнят процедуру регистрации организаций, внесения изменений в реестр, возможно будет добиться публичной достоверности реестра. Также специалисты убеждены, что, наоборот, нововведения не должны усложнить жизнь добросовестным предпринимателям, и затруднит реализацию мошеннических схем недобросовестными, а также недостоверных данных для обмена с контрагентами. Предлагается просто тщательнее проверять контрагентов, ответственнее и внимательнее подходить к процедуре внесения сведений в регистрационный орган. Я также оцениваю предложенную идею положительно, также возможно, к проекту этих нововведений, уместно было бы законодательно установить количество фирм, которые может зарегистрировать одно лицо. Таким образом бы борьба с фирмами-однодневками усилилась, поскольку для недобросовестных предпринимателей с одной стороны будет законодательно установленный предел количества фирм, которые он может зарегистрировать, а с другой стороны уголовная ответственность за регистрацию на «подставных лиц». Данное, возможно, положительно сказалось бы и в противодействии отмыванию доходов, поскольку зачастую доходы выводятся через множество подставных фирм-однодневок, созданных для преступных целей. 

Россия, Белоруссия и Казахстан объединились в Евразийский экономический союз Показать полностью
Россия, Белоруссия и Казахстан объединились в Евразийский экономический союз
 "Договор о Евразийском экономическом союзе" (Подписан в г. Астане 29.05.2014)
Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 05.02.2014 N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" (вступил в силу 06.02.2014) Показать полностью

 

1. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 05.02.2014 N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" (вступил в силу 06.02.2014)
Основные изменения:
Из Конституции РФ исключены все упоминания о ВАС РФ, а его полномочия закреплены за ВС РФ.
ВС РФ будет сформирован из 170 судей.
2. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 4-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" (вступает в силу 06.08.2014)
Основные изменения:
ВС РФ станет единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по экономическим спорам. Данный суд будет находиться в Санкт-Петербурге, в Москве будет создано лишь постоянное представительство. Момент переезда будет установлен отдельно Президентом РФ по согласованию с ВС РФ.
В документе определена новая компетенция Пленума и Президиума ВС РФ, а также полномочия Председателя ВС РФ и его заместителей.
3. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" (вступает в силу 06.08.2014, за исключением отдельных положений)
Основные изменения:
Будет изменен перечень федеральных судов - исключен ВАС РФ. Кроме того, ВС РФ получит иной правовой статус, поскольку будет наделен дополнительными полномочиями.
Об особенностях вступления в силу отдельных положений см. Справку к данному Федеральному конституционному закону.
4. Федеральный закон от 05.02.2014 N 16-ФЗ "О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" (вступил в силу 06.02.2014)
Основные изменения:
Cформирована Специальная квалификационная коллегия по отбору кандидатов на должности судей ВС РФ. Также установлен порядок этого отбора. Судьи будут выбираться на конкурсной основе: им необходимо будет сдать специальный квалификационный экзамен, результаты которого будет оценивать Специальная экзаменационная комиссия по приему на должность судьи ВС РФ.
5. Федеральный конституционный закон от 12.03.2014 N 5-ФКЗ "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы в связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" и признании утратившим силу Федерального конституционного закона "О Дисциплинарном судебном присутствии" (вступает в силу 06.08.2014)
Основные изменения:
Ряд федеральных конституционных законов приводится в соответствие с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации". Установлены переходные положения работы Дисциплинарного судебного присутствия, Дисциплинарной коллегии ВС РФ и их взаимодействия. Также уточняются:
- функции Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ;
- структура верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов.
6. Федеральный закон от 12.03.2014 N 29-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" (вступает в силу 06.08.2014, за исключением отдельных положений)
Основные изменения:
Ряд федеральных законов приводится в соответствие с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации". Также в законопроекте содержится решение вопросов организационного обеспечения арбитражных судов.
7. Федеральный закон от 12.03.2014 N 25-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (вступает в силу 06.08.2014)
Основные изменения:
Бюджетный кодекс РФ приводится в соответствие с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации". ВС РФ вместо ВАС РФ будет участвовать в процедуре введения временной финансовой администрации и утверждения плана восстановления платежеспособности субъекта РФ.
 8. Федеральный конституционный закон от 04.06.2014 N 8-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации и статью 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" (вступает в силу 06.08.2014)
Основные изменения:
Предусматривается, что разъяснения по вопросам судебной практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами, данные Пленумом ВАС РФ, сохраняют свою силу до принятия соответствующих решений Пленумом ВС РФ. Кроме того, федеральные арбитражные суды округов будут переименованы в арбитражные суды округов. При этом их полномочия сохранятся.
9. Федеральный закон от 04.06.2014 N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменениями подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами" (вступает в силу 06.08.2014)
Основные изменения:
Большинство поправок носят технико-юридический характер. Например, в связи с планируемым исключением из подведомственности арбитражных судов дел, связанных с оспариванием нормативных правовых актов, внесены соответствующие изменения в ряд федеральных законов. Также предусматривается исключение из компетенции арбитражных судов дел по рассмотрению споров об оспаривании кадастровой стоимости. Эти споры отнесены к компетенции судов общей юрисдикции.
10. Федеральный закон от 28.06.2014 N 186-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" (вступает в силу 06.08.2014)
Основные изменения:
Внесены изменения в АПК РФ, согласно которым арбитражные суды в мотивировочной части своих решений могут ссылаться на постановления Пленума и Президиума ВС РФ, а также на сохранившие силу постановления Пленума и Президиума ВАС РФ. Помимо этого из подведомственности арбитражных судов исключаются дела об оспаривании нормативных правовых актов.
11. Федеральный закон от 28.06.2014 N 198-ФЗ "О внесении изменений в статьи 31 и 105 части первой и главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (вступает в силу 06.08.2014)
Основные изменения:
Уточнены положения Налогового кодекса РФ, касающиеся рассмотрения дел и исполнения решений о взыскании налоговых санкций.
Кроме того, поскольку все дела об оспаривании нормативных правовых актов отнесены к ведению ВС РФ и судов общей юрисдикции, установлена госпошлина в размере 3000 руб. при подаче организацией в суд заявления об оспаривании, в частности, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов РФ. В настоящий момент госпошлина по этой категории дел при обращении в суды общей юрисдикции для организаций составляет такую же сумму, а в арбитражные суды - 2000 руб. (см. пп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ). По делам об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в области защиты интеллектуальной деятельности и т.д., размер госпошлины сохранен на уровне 2000 руб.
Закон о банкротстве, который обсуждали и дорабатывали восемь лет, вот-вот будет принят Госдумой. В связи с этим среди заемщиков витают тревожные слухи: дескать, теперь кредитных должников будут принуждать к банкротству, отбирать все имущество и сажать в тюрьму…Так что же – пора сушить сухари? Ни в коем случае. Новый закон не только не предполагает «репрессий», но и способен помочь должникам выпутаться из беды с наименьшими потерями. «Кредиты.ру» изучили нюансы, связанные с процедурой банкротства физических лиц. Показать полностью
 
Закон о банкротстве, который обсуждали и дорабатывали восемь лет, вот-вот будет принят Госдумой. В связи с этим среди заемщиков витают тревожные слухи: дескать, теперь кредитных должников будут принуждать к банкротству, отбирать все имущество и сажать в тюрьму…Так что же – пора сушить сухари? Ни в коем случае. Новый закон не только не предполагает «репрессий», но и способен помочь должникам выпутаться из беды с наименьшими потерями. «Кредиты.ру» изучили нюансы, связанные с процедурой банкротства физических лиц.
 
Цена вопроса
Для начала посмотрим на статистику просроченных долгов. Она довольна печальна: по данным Федеральной службы судебных приставов (ФССП), в 2011 году доля невозвратных долгов достигла почти 10% от общего объема (из  44 млн. заемщиков - 5 млн. не смогли рассчитаться по обязательствам). По оценке комитета Госдумы по вопросам собственности, в настоящее время в стране насчитывается около 2 млн. потенциальных банкротов.
Это более чем внушительная цифра. От неурегулированности вопроса с банкротством физических лиц страдают и кредиторы, и должники (радуются только коллекторы, зачастую действующие вообще вне правового поля). Суды не имеют иных механизмов работы с должниками-физическими лицами, кроме исполнительного производства. В результате возникает порочный круг: кредиторы «прессуют» должника, насчитывают пени и штрафы, при этом избегают идти в суд, поскольку велика вероятность, что пени и штрафы будут признаны незаконными, а судебные приставы в итоге заявят о невозможности исполнения решения суда в связи с отсутствием у гражданина принадлежащего ему ценного имущества. Должник прячется, банк напускает на него коллекторов, те снова «прессуют», должник пишет заявления в полицию, но денег не платит… В результате плохо всем, а закона, который мог бы раздать «сестрам по серьгам», как не было, так и нет.
Но после почти десятилетнего «марафона» с обсуждением и доработкой законопроекта дело все-таки сдвинулось с мертвой точки.
Справка «Кредитов.ру»: текущая ситуация вокруг законопроекта
Действующий в настоящее время федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» регулирует только банкротство юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей. При этом арбитражные суды не вправе возбуждать дела о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями: согласно пункту 2 статьи 231 Закона «О несостоятельности (банкротстве)», предусмотренные им положения о банкротстве граждан вступают в силу лишь со дня вступления в силу соответствующего федерального закона. А также – после внесения изменений и дополнений в уже действующие законы. На протяжении всего времени существования законодательства о банкротстве введение процедуры банкротства в отношении граждан неоднократно откладывалось. Сейчас законопроект находится на обсуждении в Государственной Думе РФ. Наиболее реалистичный срок его принятия – осень-зима текущего года, а вступления в силу – январь 2013 года. Предполагается, что после принятия нового закона ИП будут «банкротиться» по той же процедуре, что и физические лица.
Не стоит бояться долговой тюрьмы
Конечно, банкротство – малоприятная процедура. Но на самом деле новый закон – скорее спасательный круг, чем камень на шее. Хотя бы потому, что в нем предлагается и подробно описывается как минимум два пути цивилизованного выхода из практически тупиковой ситуации. При этом инициировать процедуру банкротства может как кредитор, так и сам должник.
Справка «Кредитов.ру»: кто может стать персональным банкротом
Новый закон предусматривает возможность персонального банкротства для трех категорий граждан:
  • физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями;
  • индивидуальных предпринимателей;
  • владельцев крестьянского (фермерского) хозяйства.
С «технической» точки зрения, для подачи заявления о признании себя банкротом достаточно иметь долг в 50 000 рублей и просрочку в погашении более 3-х месяцев. Правда, не исключено, что в окончательном варианте закона эта сумма будет увеличена до 100 000.
Но каковы же будут пути решения? Как уже было сказано, их два, и первый условно можно назвать «мягким» банкротством, а второй – «жестким».
1. Мягкое банкротство. Фактически, это возможность по суду получить то, чего многие должники, попавшие в трудную ситуацию, тщетно добиваются от банка: реструктуризацию задолженности, отмену штрафов и определение нового графика погашения. При этом суд, оценив все обстоятельства дела и материальное положение должника, полномочен принять решение о списании части долга, который не может быть погашен.
Конечно, такой «расклад» не очень-то нравится банкирам – ведь они не просто безвозвратно теряют часть суммы, данной взаймы, но и не могут до бесконечности накручивать штрафные проценты. И «утюг» в виде коллекторов использовать тоже будет нельзя. Единственный «шанс» для кредитора – что должник «проколется», перестанет соблюдать условия реструктуризации и сорвет новый график выплат. В этом случае на сцену, скорее всего, выйдет «жесткий вариант».
«Кредиты.ру» отмечают: жесткий вариант банкротства может быть принят судом сразу же, в зависимости от обстоятельств дела, суммы долга и возможностей должника. Он также может быть принят, если должник откажется предоставить план реструктуризации долга.
2. Жесткое банкротство. Вместе с признанием гражданина банкротом, выносится решение о конфискации имущества с последующей реализацией (то есть, продажей с торгов). Потерять все нажитое непосильным трудом действительно неприятно и обидно. Но и банк, со своей стороны, при этом варианте может как выиграть, так и проиграть. Выиграть - если должник оказался добросовестным и не стал прятать свое имущество, при этом оно оказалось достаточно ценным, чтобы покрыть сумму долга (например, залоговая квартира, машина, золотые украшения, дорогая бытовая техника и т.п.). Проиграть – если должник «гол как сокол», ведь закон, помимо прочего, строго оговаривает список вещей, которые конфисковать нельзя.
«Кредиты.ру» отмечают: при «жестком варианте», если проданное имущество не покрыло долг, то оставшаяся сумма списывается.
Так что позиция «А больше у меня ничего нет – хлебные карточки да денег сорок рублей», со стороны должника довольно силовая. Поэтому, как ни странно, в случае с «нищим», но честным заемщиком для банка будет выгоднее пойти на мягкий вариант процедуры.
Справка «Кредитов.ру»: имущество, не подлежащее конфискации при банкротстве
Согласно законопроекту, к имуществу, которое нельзя забрать в счет погашения долга, относятся:
  • единственное жилье должника, пригодное для проживания (кроме квартиры, заложенной по ипотеке);
  • личные сбережения, но не больше, чем 25 000 рублей;
  • бытовая техника не дороже 30 000 рублей;
  • одежда, обувь, предметы домашней обстановки и обихода (кроме драгоценностей и предметов роскоши);
  • призы, госнаграды, почетные и памятные знаки.
Так что в тюрьму должника в любом случае не посадят, и голого на мороз тоже не выгонят. Но все же процедура банкротства накладывает довольно серьезные ограничения и на текущий образ жизни, и на последующие действия.
Но есть нюанс…
Несомненные плюсы банкротства - избавление от долгового бремени и претензий кредиторов, хорошая наука на будущее и возможность начать жизнь «с чистого листа». Вы даже сможете (теоретически) взять новый кредит, при условии, что в течение 5 лет после банкротства обязуетесь сообщать банкам об этом факте вашей биографии. Стоит также иметь ввиду, что «банкротиться» чаще, чем один раз в 5 лет, закон не позволяет. Но и за «разовое» банкротство нужно заплатить: заниматься процедурными вопросами будет специально назначенный человек – конкурсный управляющий – и на оплату его услуг в течение 2 месяцев нужно выделить не менее 20 000 рублей.
Банки больше всего боятся, что после принятия закона страну захлестнет волна массовых банкротств, потому что граждане захотят таким образом избавиться от обязательств. Но этот страх, скорее, преувеличен. Во-первых, в большинстве случаев заемщики не платят не потому, что не хотят, а потому, что действительно не могут. И откровенных глупцов, равно как и настоящих мошенников, среди них не так уж много. Во-вторых, закон предусматривает ответственность за так называемое «преднамеренное банкротство».
«Кредиты.ру» предостерегают: если суд сочтет, что гражданин объявляет себя банкротом с целью не выплачивать долг, или обнаружит, что перед процессом должник постарался скрыть свое имущество, банкротство не признают, и долг не будет считаться погашенным.
Наконец, под процедуру банкротства не подпадают долги, связанные с невыплатой алиментов, а также причинением морального вреда, вреда жизни или здоровью.
Вместо эпилога
Обсуждая и дорабатывая закон о персональном банкротстве, финансисты и юристы уже натерли мозоли на языке. Но окончательные точки над «и» будут расставлены лишь после того, как документ пройдет все положенные чтения в Госдуме и вступит в силу. Тем не менее, если вы набрали кредитов, которые не можете вернуть, и подумываете о банкротстве, имеет смысл заранее подготовиться, взвесить все «за» и «против», получить консультации юристов.
И последнее: спасти от банкротства может грамотно проведенное рефинансирование кредита. Найти подходящие программы рефинансирования потребительского кредита вы сможете на нашем портале, с помощью автоматизированного поиска.
Анастасия Ивелич, редактор-эксперт портала «Кредиты.ру»
Из-за затянувшейся реформы высших судов принятие закона о банкротстве физлиц отложили уже в третий раз. Показать полностью

 

 Из-за затянувшейся реформы высших судов принятие закона о банкротстве физлиц отложили уже в третий раз.

Принятие закона о банкротстве физических лиц отложено еще на полгода — на осеннюю сессию Госдумы. Об «Известиям» рассказал председатель комитета Госдумы по собственности Сергей Гаврилов. Ранее законопроект был включен в план работы нижней палаты парламента на июль — согласно календарю рассмотрения вопросов Госдумы, законопроект должен был быть принят в окончательном чтении еще на прошлой неделе.
 
 
 — Закон в целом готов, однако судебная реформа, судя по всему, затянулась, и поэтому принимать пока такой закон рано, — сообщил он. — Ведь именно на суды ложится основная нагрузка по процедуре банкротства гражданина, и, пока не завершена судебная реформа, в нововведении нет смысла: в законе должна быть четко прописана вся процедура с учетом порядка работы высшей судебной инстанции. 
Таким образом принятие закона, который был внесен в Госдуму еще в 2012 году, откладывается уже в третий раз: в начале принятие проекта было перенесено с конца 2012 года на лето 2013-го, затем — на осень, потом — снова на лето 2014 года, и вот проект перенесен в третий раз — на осеннюю сессию Госдумы. А вообще вопрос о возможности банкротства физического лица обсуждается уже более десяти лет.
Законопроект о банкротстве физлиц планировалось принять еще в начале 2010 года: такая мера «поддержки социальной стабильности и защиты населения» была предусмотрена планом антикризисных действий правительства. Между тем одобренная правительством и согласованная всеми заинтересованными ведомствами (Минфином, Минэкономразвития, Минюстом и др.) версия законопроекта была внесена в Госдуму только летом 2012 года: на его разработку и согласование Минэкономразвития потратило около пяти лет.
Согласно текущей версии законопроекта, граждане, которые не смогли в течение трех месяцев оплатить долг свыше 50 тыс. рублей, в праве обратиться в суд с заявлением о собственном банкротстве. В ходе процедуры банкротства в конкурсную массу не может попасть единственное жилье (за исключением залога по ипотеке), личные вещи, бытовая техника (общей стоимостью не более 30 тыс. рублей), а также наличные деньги (не более 25 тыс. рублей) и предметы первой необходимости. При наличии у гражданина регулярного источника дохода суд вправе дать ему рассрочку по уплате долга до пяти лет.  
По мнению защитников прав потребителей, регулярные переносы принятия законопроекта связаны с лоббированием интересов банкиров — ведь, согласно расчетам Службы судебных приставов, объявить себя банкротами, а значит, избавиться от кредитов, смогут примерно 2 млн человек уже в первый год действия закона.
— В последнее время мы видим, как банковское лобби активизировало свою работу, — уверен глава Финпотребсоюза Игорь Костиков. — Приняли выгодный для банкиров закон о потребительском кредите, передающий права по урегулированию финансовых споров от Роспотребнадзора к более лояльному к кредиторам Центробанку, с немыслимой быстротой депутаты приняли поправки к нему с новой формулой расчета полной стоимости кредита, который выгоден финансистам. При этом законы, защищающие заемщика, несмотря на все поручения правительства и президента, по самым разным причинам откладываются: это и закон о коллекторской деятельности, и закон о банкротстве физических лиц. Очевидно, что возможность гражданина подать заявление о банкротстве затрагивает финансовые интересы банкиров, поэтому с его принятием так и тянут.
Участники рынка c ними не согласны.
— На самом деле такая неопределенность невыгодна всем, — говорит зампред правления банка «Возрождение» Андрей Шалимов. — Всегда проще работать, когда правила определены: неясность в этом вопросе только добавляет неопределенности в планировании работы.
— Банкротство физических лиц — это новшество, которое потребует от нового высшего суда разъяснений для рядовых судей, — соглашается главный юрист экспертного центра TaxAdmin.ru Артемий Николаев. — И пока окончательно не сформирован состав нового высшего суда, его аппарат, ему не переданы дела, не определен порядок его работы — закон о банкротстве физических лиц просто не сможет работать, даже если будет принят. 
 
 
Читайте далее

 

Закон о банкротстве физических лиц , по мнению экспертов, может привести к росту процентных ставок в банках. «Скорее всего, по делам о банкротстве граждан будет очень много случаев прощения долгов. Банки будут закладывать риски в свою маржу, от этого, прежде всего, пострадают добросовестные заемщики, – прокомментировал «ПН» председатель правления Эл банка Анатолий Волошин, – а в ряде социально направленных банков такая услуга как «кредитование физлиц» может просто исчезнуть». Показать полностью

 

Закон о банкротстве физических лиц , по мнению экспертов, может привести к росту процентных ставок в банках. «Скорее всего, по делам о банкротстве граждан будет очень много случаев прощения долгов. Банки будут закладывать риски в свою маржу, от этого, прежде всего, пострадают добросовестные заемщики, – прокомментировал «ПН» председатель правления Эл банка Анатолий Волошин, – а в ряде социально направленных банков такая услуга как «кредитование физлиц» может просто исчезнуть».
 
 
Согласно официальной статистике Центробанка, по состоянию на начало июня 2013 года население заняло у банков 8,1 трлн рублей. Просрочка составляет около 5% от этой суммы, или 397 млрд рублей. Обычно взыскание долга с частного лица укладывается в простую схему: заявление в суд – решение суда – исполнительный лист – взыскание долга службой судебных приставов. Однако подобное взыскание для банков крайне неудобно, так как каждая просрочка ведет к увеличению объемов резервов. Поэтому финансовые институты часто передают долги коллекторским агентствам, которые имеют навыки более эффективной работы с должниками. По словам участников рынка, коллекторам достается 90% долгов с просрочкой свыше 30 дней.
Аналитики прогнозируют, что к концу года задолженность граждан вырастет еще на 1,5%, то есть примерно на 40-50 млрд руб.
По закону о банкротстве физлиц (согласно его редакции, принятой в первом чтении), граждан смогут объявить банкротами, если сумма их задолженности равна 50 тыс. рублей и более, а просрочка превышает три месяца. Подать заявление о банкротстве смогут сами граждане либо их кредиторы. После того как суд проверит саму возможность полностью рассчитаться по долгам, может быть введена реструктуризация на срок до пяти лет.
«В европейских странах во время реструктуризации должник отдает часть своего заработка на погашение кредитов, а уже потом происходит распродажа его имущества. По истечении срока оставшийся долг списывается. В нашем же законопроекте модель противоположная, похожая на то, что предусмотрено законодательством при банкротстве организаций, – сразу начинается распродажа имущества должника, после чего непогашенные долги списываются, – комментирует юрист Юлия Резникова, – с такой редакцией не согласны кредиторы – им невыгоден пятилетний срок, и они настаивают на его сокращении до одного-двух лет».
«Этот закон необходим всем участникам процесса, – уверен директор МАУ «АЭР» Андрей Дроботов. – С одной стороны, он упрощает процедуру взыскания долга с должника и тем самым уменьшает возможность затягивания процесса возврата денег нерадивым заемщиком. С другой стороны, регламентирует процедуру взыскания и защищает должника от излишне агрессивных кредиторов. В любом случае это дорожная карта, попытка найти некий баланс между интересами заемщика и кредитора и расшить множество спорных и неразрешимых ситуаций на данный момент».
«Закон в том виде, как он есть сейчас, является ущербным и неприглядным для банков, – уточняет Анатолий Волошин. – Что такое банкротство? Это прощение. Прощение всех долгов. Как известно, есть масса людей, которые берут кредиты и не собираются их возвращать, при этом переписывая имущество на жену или родственников. И я думаю, что в случае принятия закона в том виде, как он есть сейчас, количество подобных заемщиков возрастет. Этот закон, во-первых, приведет к увеличению стоимости кредита – это прямое следствие. Во-вторых, такая услуга, как «кредитование физических лиц», может просто исчезнуть – нам не нужны подобные риски. Будем выдавать только ипотечные кредиты под залог имущества.
Любое законодательство должно защищать интересы двух сторон, пока же оно направлено против кредитных институтов. В результате мы получим такую картину, при которой банки социальной направленности, которые выдают кредиты под нормальные проценты, уйдут с рынка».
Помимо кредитных организаций, нового закона опасаются и предприниматели. «Государству очень нужен должник, а если в роли должников-банкротов будет выступать большая часть населения страны, то, под гнетом долга она уже не сможет поднять голову и посмотреть на политическую арену, выйти на улицы и сделать свой выбор, как это было с Навальным, – комментирует тольяттинский предприниматель Юрий Александров. – Также закон не защищает граждан от некоторых уловок банков, влияющих на увеличение кредитных выплат».
«В принципе закон нужен и банкам, и клиентам банков, потому что он устанавливает, по крайней мере, процедуры, понятные каждой из сторон, – отмечают юристы, – когда процедурно все прописано и понятно участникам отношений, то меньше возникает взаимных претензий и коллизий. Вопрос только в том, что в той версии, которую обсуждали, очень большие сроки заложены на реабилитацию. Когда заемщик может объявить себя несостоятельным и потом отложить на пять лет решение этого вопроса, это может послужить стимулом для недобросовестных участников рынка брать кредиты, а потом объявлять себя несостоятельными. Реструктуризация долга должна происходить в более сжатые сроки, потому что, учитывая ментальность наших граждан, срок в три-пять лет они рассматривают как бесконечный и отложенное «в долгий ящик» фактически считают для себя необязательным для исполнения».
rss
Карта